Arms
 
развернуть
 
460048, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Монтажников, д. 9
Тел.: (3532) 75-26-29, 75-01-65, 75-36-49
centralny.orb@sudrf.ru
460048, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Монтажников, д. 9Тел.: (3532) 75-26-29, 75-01-65, 75-36-49centralny.orb@sudrf.ru
О СУДЕ
Подлесная Александра Васильевна 1919-

В преддверии 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Центральный районный суд г. Оренбурга присоединяется к участию в проекте «Лица Победы», посвященному сохранению и передаче будущим поколениям памяти о Великой Отечественной войне.

Мы помним и гордимся подвигами наших дедов и свято чтим героев, отдавших жизнь за наше мирное небо! Каждая история — это уникальное свидетельство подвига и самоотверженности нашего героического народа. Ведь Великая Победа ковалась усилиями всего народа, и мы стремимся оставить в истории вклад каждого человека.


Александра Васильевна Подлесная, как и многие другие ветераны, прожила нелегкую жизнь. Когда началась война, Александре было 22 года. Молодой девушке пришлось пережить многие ужасы войны. К сожалению, 13 лет назад Александры Васильевны не стало, но ее дети, внуки и уже правнуки из уст в уста передают ее историю войны.

Об Александре Васильевне Подлесной мы узнали от ее внука Александра Сергеевича Нестерова, названною, в честь своей уважаемой бабушки. Молодой человек работает в Центральном районном суде города Оренбурга секретарем суда, он с особой теплотой рассказывает о своей бабушке.

Александра Подлесная, в девичестве Наглова, родилась в 1919 году в хуторе Ивановка Переволоцкого района Оренбургской области (тогда Оренбургская губерния). Интересна и история появления этого хутора. В 1911 году переселенцы из Украины, среди которых был дед Александры Васильевны Иван Наглый и два его земляка, тоже Иваны, построили там свои хаты. Отсюда и пошло название хутора - Ивановка. Фамилия Наглые уже у детей Ивана трансформировалась в русскую Нагловы. Если имя хутору дал дед Александры Васильевны, то грамоте первых переселенцев обучала ее бабушка. До переезда из Украины она окончила 5 классов церковно-приходской школы.

Александра была старшей среди братьев и сестер. Отец умер в 1936 году, когда ей было 17 лет. Юная Саша к тому времени была образованным человеком - окончила 7 классов средней школы, что было редкостью в довоенные годы для советской деревни. Девушка работала в хуторе учетчиком, продавцом в магазине, а в 1939 году уехала в Оренбург (бывший Чкалов) к тете. Ее муж тогда работал на паровозо-вагонно-ремонтном заводе. Александру взяли туда токарем.

Война страшной тучей нависла над страной. В 1941 году отчаянная Александра Наглова, как и многие другие, пошла в военкомат, проситься на фронт добровольцем, но ей отказали. Зато в следующем году ее и других оренбургских девчонок, обучив связному делу, направили в самое пекло сражений, под Сталинград...

Здесь в ее обязанности входило наблюдение за небом и оповещение. Таких солдат называли «слухачами». Главным качеством такого воина был его уникальный слух. Надо было на большом расстоянии не только услышать гул приближающихся самолетов, но и отличить, немецкий «мессер» от советских истребителей, определить количество самолетов и передать начальству эту информацию. Девушка должна была находиться рядом с тяжелым прожектором и при появлении вражеских самолетов направлять его свет в кабину пилота. Яркий луч прожектора, а особенно, если их было несколько, долго «вел» самолет. Ослепленный пилот не мог ориентироваться в воздухе и падал. Кстати, возможно, благодаря именно такому способу дезориентировать врага у маршала Жукова в 1945 толу родился способ взятия Берлина. Укрепленный «до зубов» ночной город ослепили сотнями мощных прожекторов. Только тогда советские войска смогли пойти в атаку. Эта хитрость легендарного военачальника во многом способствовала успеху в последней крупной операции Великой Отечественной.

Бои под Сталинградом вошли в историю как одни из самых ожесточенных, для Подлесной это были самые страшные бои в ее жизни. Своим внукам Александра Васильевна рассказывала, что сражались они в Бекетовке, Красноармейске, на Мамаевом Кургане. Самолеты беспрестанно летели, и огонь стоял такой, что пелена дыма окутала небо, как тучи. Солнца не было видно. В сражениях под Сталинградом погибло более миллиона советских солдат...

Десятки раз отважная Александра Васильевна попадала в такие переделки, где и мужчина поседеет, а всё же над опасностью шутила. Уворачиваясь от пуль и снарядов, бегала «стометровки» от одного пункта связи к другому. Другие девчата, съёжившись в окопах, кричали: «Младший! Я боюсь!» А младший лейтенант Наглова сверху им кричала: «Чего вам там бояться-то? Я тут без каски бегаю, и ничего».

Бывало, что обстрелы с воздуха заставали в пути. Снаряды рвались вокруг машины. Шофер

маневрировал то медленнее, то быстрее. Но разрывы снарядов не зацепили девушку.

Однажды, когда возвращались с подругами вчетвером с речки по лощине, их заметили пролетавшие мимо немецкие истребители. Девушки врассыпную кинулись кто куда. Самолеты долго над ними кружили. Чудом тогда остались живы.

Девушкам на войне было особенно трудно, вернее неудобно. Женщине ведь не только голову беречь надо, но и честь, и красоту . Таясь от строгих лейтенантов, которым только дай недобро пошутить, девчонки перешивали не по размеру выданные гимнастерки, устраивали банные дни, втихую бегали к реке - голову помыть. А если начинались ухаживания, девушка им отвечала, что воевать сюда приехала, а не романы крутить.

Освобождая захваченные врагом земли, советские войска продвигались на запад. Александра Васильевна видела разрушенные города и сёла, в которых не было домов, торчали одни печные трубы.

Вот что о боевом пути Александры Васильевны Подлесной рассказывает ее младшая сестра Клавдия Васильевна Гинкель, которой в начале войны было 8 лет.

«Шура рассказывала, что самым страшным зрелищем в её жизни были горы человеческого пепла в освобожденном от фашистов концлагере Майданек в Польше. Там был барак для пыток, барак для казней, барак, где играл оркестр, чтобы заглушить крики жертв. Один барак был битком набит дамскими туфельками разных размеров, второй - мужскими ботинками, третий детской обувью... Пять печей стояли рядом, жерла как в наших русских печах, носилки вроде санитарных. Через 15 минут в этих жерлах от людей оставалась одна зола. Огромные ворохи золы...»

Клавдия Васильевна поделилась самым сокровенным детским желанием: «Я мечтала, чтоб с войны вернулись домой Александра и Андрей. А я была бы одна дома, и бросилась бы их обнимать». Андрей Наглов - брат Александры и Клавдии. В декабре 1941-го от него пришло последнее письмо. Он пропал без вести зимой 1941-1942 годов на Ладожском озере на знаменитой дороге жизни.

Родина наградила Александру Васильевну Подлесную медалями «За оборону Сталинграда» и «За Победу». А жизнь подарила ей двух дочерей, пятерых внуков и четырех правнуков. Она даже у спела понянчить последних.

Внук Александр Нестеров рассказывает, что его бабушка всегда была жизнерадостным человеком. На всё смотрела с оптимизмом. Жили они в Оренбурге в одном дворе, он бегал к ней каждый день. Бабушку часто приглашали в школы, чтобы она рассказала детям о войне. А когда здоровье стало подводить, школьники сами приходили ее поздравлять. Он помнит, как однажды дети дома спели ей «Катюшу ».

Александр Сергеевич поделился с нами своими воспоминаниями о праздновании Дня Победы: «9 Мая всегда был особенным днем в нашей семье. Все родственники приезжали в этот день к бабушке, поздравляли ее, она надевала свои награды, а потом мы ездили к памятникам в сад Фрунзе и к Вечному огню на проспекте Победы, поминали погибших. Прохожие вручали бабушке цветы, ей это было очень приятно. А однажды курсанты отдали ей честь на улице! Семейная традиция сохранилась и после смерти бабушки. Мы и сейчас продолжаем собираться 9 Мая, только теперь сначала возле бабушкиного подъезда. Потом на машинах едем к ней на могилу, а оттуда привычным маршрутом - к памятникам Победы и Вечному огню.»


опубликовано 24.03.2025 15:02 (МСК), изменено 26.03.2025 13:59 (МСК)